?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Говорят, художник чувствует нить времени тоньше, чем все остальные и предугадывает ее. А поэт - как родитель над колыбелью малыша - нашептывает песню, по которой новый человек учится говорить и понимать мир.

До просмотра 4-х серийного фильма "Русский рок" http://www.5-tv.ru/video/history/russianrock/ телекомпании Петербург-5-й канал Наутилиус и еже с ним Кино, ДДТ - весь русский рок были для меня вечерами с близкими друзьями в лесу за костром под гиатру. А меж тем рок-н-ролл и выросший на его основе с национальным колоритом русский рок стали контркультурой, в рамках которых у молодых людей в течение трех десятков лет оформлялось все более осознанное неприятие системы, где "нет негодяев в кабинете из кожи, где первые на последних похожи". Своего пика движение достигло во второй половине 80-х, когда агония системы развитиго социализма была очевидна. И в том, как был пойман дух времени, песня Наутилиуса "Скованные одной цепью" альбома 1986 года, на мой взгляд просто гениальна.



Круговая порука мажет, как копоть.
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть.
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад.
За красным восходом - розовый закат.
Скованные одной цепью,
Связанные одной целью.
Скованные одной цепью,
Связанные одной.

Здесь составы вялы, а пространства огромны.
Здесь суставы смяли, чтобы сделать колонны.
Одни слова для кухонь, другие - для улиц.
Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц
И я держу равнение, даже целуясь

Скованные одной цепью,
Связанные одной целью.
Скованные одной цепью,
Связанные одной.

Можно верить и в отсутствие веры,
Можно делать и отсутствие дела.
Нищие молятся, молятся на
То, что их нищета гарантирована.

Здесь можно играть про себя на трубе,
Но как не играй, все играешь отбой.
И если есть те, кто приходят к тебе,
Найдутся и те, кто придет за тобой.
Также скованные одной цепью.

Скованные одной цепью,
Связанные одной целью.
Скованные одной цепью,
Связанные одной.

Здесь женщины ищут, но находят лишь старость,
Здесь мерилом работы считают усталость,
Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,
Здесь первые на последних похожи
И не меньше последних устали, быть может,
Быть скованными одной цепью.

Скованные одной цепью,
Связанные одной целью.
Скованные одной цепью,
Связанные одной.


Вот что пишет об этом всем Википедия:

Скованные одной цепью — одиннадцатая песня альбома «Разлука» группы «Наутилус Помпилиус». Также песня вошла в студийный альбом «Князь тишины» (первая песня) и концертную запись «Ни Кому Ни Кабельность». Песня стала одной из визитных карточек группы «Наутилус Помпилиус». В 1990 году вышел поэтический сборник Кормильцева «Скованные одной цепью», оформленный рисунками Вячеслава Бутусова.

Слова: Илья Кормильцев
Музыка: Вячеслав Бутусов

Занимает 94 место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке.

И анализ "от народа": следует отметить, что песня была написана на заре перестройки в 1986 году, когда общество было пропитано духом капиталистического романтизма, вызванного переходом на рыночные отношения и началом либерализации общества.

Текст песни содержит большое количество афоризмов, вошедших в повседневное общение русскоговорящей аудитории. В свою очередь в тексте песни можно встретить фразы, которые очень остро отзываются на социальные и идеологические проблемы позднего коммунизма. К таким фразам можно отнести «здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц», «можно верить и в отсутствие веры», «можно делать и отсутствие дела», «нищие молятся, молятся на // то, что их нищета гарантирована». Упоминает тот факт, что заработная плата не находится в зависимости от производительности труда из-за чего рабочие не занимаются своими прямыми должностными обязанностями («можно делать и отсутствие дела»).

В первоначальном виде последняя строка в первом куплете звучала как: «За красным восходом — коричневый закат», — намёк на родство политических строев в СССР и нацистской Германии. По настоянию руководства Свердловского рок-клуба, цвет был изменен на не имеющий политической окраски. Кроме того, из-за острой социальной и политической направленности были опасения, что песня вызовет резонанс у партийного руководства. Однако, этого не произошло — времена были уже не те.

Переработанный Константином Меладзе вариант песни с изменённым текстом прозвучал в фильме «Стиляги» (2008) в исполнении Евгении Брик.

***
Итоговый урок-закрепление по разделу "перестройка в СССР" в 11-м классе школы я бы провела после контрольной работы с двумя песнями - Наутилиуса "Скованные одной цепью" и Кино "Перемен требуют наши сердца", разобрав и обсудив смысл каждого предложения. Да и студентам любой специальности, особенно исторической, их анализ был бы только впрок.

Comments

all_decoded
Feb. 4th, 2010 09:38 am (UTC)
Ого... я не слышал про "за красным восходом - коричневый закат"...
Кормильцев - умница...
Но если Вам нравится Кормильцев (а это нормально !) Вы начинаете диссидентствовать по отношению к сегодняшней власти, по любому :)))

Вот, кстати, его журнал...
"Это журнал памяти. В него нельзя написать ничего нового."
regul_leia
Feb. 4th, 2010 10:09 am (UTC)
Диссидент звучит слишком гордо. Считаю себя недостойной такого звания)) Человек, знающий свои силы и решившийся бороться с системой, априори носит героической ореол и заслуживает пиетета.
Но прагматизм заставляет мыслить и действовать сообразуясь с реальностью. Я обычный конформист со склонностью к анализу исторических процессов и любви к красивым вещам. Правда еще с удовольствием берусь за "малые дела", общественно полезные творческие проекты, ну и еще где-то теплится надежда на то, что малые дела в свое время наберут масштабы побольше. К этому надо подготовиться - прежде всего, морально и профессионально...)

А где ссылочка на журнал? А то выпала, наверное)
all_decoded
Feb. 4th, 2010 10:18 am (UTC)
Ага...забыл, сорри..

http://karmakom.livejournal.com/
regul_leia
Feb. 4th, 2010 10:35 am (UTC)
Thanks a lot